«Фестиваль Огней»

Дипавали или Дивали (санскр. दीपावली Dīpāvalī) – пятидневный индийский фестиваль. На санскрите «дипа» означает лампа, светильник. Это настоящая феерия огня и света, праздник объединения, победы добра над злом, победы знания над невежеством. Огни Дивали освещают не только улицы городов, но и сердца и умы людей.

Как и у всех индуистских праздников даты празднования каждый год разные. Расчет производится по лунному календарю, а не по общепринятому солнечному. Обычно этот праздник-фестиваль попадает в даты между серединой октября и серединой ноября. Дипавали длится пять дней с 28 числа месяца Ашвина по 2 день месяца Картика по лунному календарю.

В разных регионах Индии ввиду языковых и культурных различий фестиваль носит различные имена. Также разнятся и обычаи, традиции празднования.

Для джаинов Дивали знаменуется тем, что Джи́на Махави́ра, основатель джайнизма, в 527 г. до н.э. достиг в этот день «мокши» или «нирваны». В первые три дня джайны читают священные гимны своей традиции, медитируют, зажигают земляные масляные лампы (diya) и раздают сладости.

В традиции сикхов на праздник Дивали готовят сладости, устраивают ярмарки, пускают по водной глади вокруг Золотого Храма зажжённые разноцветные свечи. Устраивают уличные процессии — «Нагар-киртан» и «Аханд-Паата». В праздничных торжествах проходит непрерывное чтение гимнов священного текста Гуру Грант Сахиб. Первая история празднования: третий сикхский Гуру Амар Дас начал празднование этого дня с целью побудить всех сикхов собраться в вместе и искать благословения Гуру Гуиндвала. Вторая история: заложение основания Золотого Храма в священном городе Амритсаре произошло именно на Дивали. Также в этот день в 1619 году император моголов, падишах Джахангир, в ответ на мольбы своего индийского народа на севере Индии освободил шестого Гуру Харгобинд Сахиба, а вместе с ним и 52 индийских принца из тюрьмы в Гавариоре. Дивали празднуется у сикхов как «Банди Чхор Дивас», т.е. день свободы.

Буддисты празднуют Дивали на свой манер. Особенно это относится к неварским буддистам в Непале. Они читают особые мантры и памятуют императора Ашоку, который в этот день принял буддизм и, следовательно, этот день отмечается как «Ашок Виджаяшами».

Для народов синдх, которые являются индуистами, Дивали это время для обновления и радости. В этот день синдхи празднуют возвращения Шри Рамы после 14 лет изгнания в лесах. Люди обновляют краску своих домов, проводят тщательную уборку и наряжают дома цветами и светильниками, одеваются в новые одежды и собираются всей семьей, чтобы провести обряды для хатри, внутри которой размещены три мурти — Шри Рамы, его брата Лакшмана и супруги Ситы. Хатри — это миниатюрная летающая колесница (Пушпак Вимана), на которой Рама, согласно эпосу «Рамаяна», вернулся в родной город Айодхью из царства Ланки после победы над десятиглавым демоном Раваной. Летающая колесница изначально принадлежала божеству богатства Кубере, у которого Равана силой ее отобрал. После победы над Равной, Вибхишана, младший брат Раваны, был коронован царем Ланки и отдал колесницу Раме, чтобы то мог вернуться домой. Миниатюру хатри изготавливают из глины, украшают её птичками из бумаги и размешают внутри алтаря с мурти Рамы, Лакшмана и Ситы для проведения торжественной пуджи (обряд, служение). Кроме того, как и все индуисты, синдхи отмечают в период Дивали день «Нарака-чатурдаши», проводят Лакшми-пуджу, Бхайя-Дууз.

В разных индуистских школах порядок празднования, а также символы празднования могут немного отличаться. Далее будет описан порядок празднования, принятый в центральной части Индии в традиции Шри-сампрадайи (почитание Вишну-Нараяны).

Накануне первого дня фестиваля необходимо сделать генеральную уборку в доме и на рабочем месте. Постирать все грязное, разобрать документы, навести порядок во всех помещениях, в каждом углу дома, выкинуть все ненужное, раздать старую одежду, украсить вход в дом, развесить везде колокольчики, гобелены, светодиодные фонарики, цветочные гирлянды и прочие украшения, расставить везде светильники или свечи. Приготовить праздничные блюда и сладости, использовать новую посуду. Каждый день фестиваля необходимо начинать с омовения в брахма-мухуртху (согласно индийской астрологии джйотиш это период в 1.5-2 часа до восхода солнца), затем важно надеть новую чистую одежду. В течении всего дня необходимо не совершать необдуманных поступков, думать можно только о хорошем, лучше всего впустить в свое сердце больше света, оставить в прошлом всё негативное. С наступлением сумерек нужно зажечь лампы и свечи, провести пуджу в соответствии с установленными правилами, затем можно наслаждаться праздничными кушаньями, освещёнными во время церемонии. Затем индуисты вместе с родными и близкими выходят на улицу и запускают фейерверки или летающие фонари.

В первый день Дипавали празднуется «Дхан-трайодаши» или «Дхантерас». На санскрите «дхан» означает богатство, а «терас» — тринадцатый (лунный день). В этот день по легенде во время пахтания молочного океана появилась Богиня Лакшми. Шри Лакшми олицетворяет собой достаток и богатство, как духовное так и материальное. В «Дхантерас» Шри почитается вместе с Куберой (т.к. он также является покровителем богатства). В этот день сверх обычных ежедневных ритуалов проводится Лакшми-пуджа в строго определенное по астрологии время (мухурта). Однако, проведение Лакшми-пуджи на амавасью (новолуние), в главный день праздника Дипавали, считается наиболее важным! На юге же Индии считается, что в этот день из молочного океана также явилось бог-лекарь Дханвантри, подаривший миру Аюрведу.

Второй день известен как «Нарака-чатурдаши» («чатурдаши» — четырнадцатый лунный день). Считается, что в этот день Шри Кришна уничтожил демона Наракасура (демона ада) и освободил 16 100 украденных и заточенных в неволе девушек, а в последствии женился на них, чтобы восстановить их достоинство! По легенде, перед своей смертью Наракасур попросил у матери Сатьябхамы благословение, чтобы все люди праздновали его смерть ярким светом. В этот день, особенно на юге Индии, принято осуществлять абхьянга-снанам (омовение и умасливание тела травяными маслами).

Третий день называется Дивали — это и название праздника, и одноименное название фестиваля. Он является кульминационным, проходит на новолуние и посвящён Богине Лакшми. В этот день принято праздновать и возвращение Шри Рамы из 14-летнего изгнания в Айодхью. Это самый главный день Дипавали для того, чтобы раскрыть свое сердце и пригласить туда Раму, как когда-то праздничная Айодхья встречала своего любимого принца!

На востоке Индии в день Дивали также празднуют победу Богини Кали над демонами Шумбха и Нишумбха. Праздник «Кали Чаудас» также известен как «Бхут-чатурдаши», а ночь называется Каларатри.

Кроме обычных ежедневных ритуалов в день Дивали проводится Лакшми-пуджа или Дивали-пуджа в строго определенное время. Обычно Лакшми-пуджа состоит из объединенной пуджи для пяти божеств. Как и в начале любого благоприятного действия в индуизме первому поклоняются Ганеше в его форме Вигшнавара, далее богине Лакшми поклоняются в трех ее формах: Махалакшми (богиня богатства), Махасарасвати (богиня знания) и Махакали. Также поклоняются Кубере.

После главного дня Дивали фестиваль не заканчивается. В четвертый день проводится Говардхан-пуджа и Балипратипада. Для понимания значений празднования необходимо знать две истории:

1) История о том, как юный Кришна спас от гнева бога грома и молний Индры жителей деревни Гокул. Подняв холм Гавардхан на свой мизинец и держа гору в течении целой недели, он укрывал под ним всех жителей деревни, пока Индра не сдался, приняв превосходство Кришны. В честь этого события принято готовить горы еды, угощать ею бедных и кормить животных. Данное событие почитается на востоке и в центральной части Индии, в особенности в городе Вриндаван.

2) Вторая история о карлике-брахмане по имени Вамана (букв. «карлик»), пятой аватаре Вишну-Нараяны, который получил позволение у царя демонов Бали сделать три шага. Царь Бали, благодаря своим аскетическим подвигам, получил власть над тремя мирами — небом, землей и подземным миром, и подчинил себе богов. Вамана попросил у Бали столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие, он принял свою истинную, универсальную форму Вишну и двумя шагами покрыл всю вселенную. Третьим шагом ступить было некуда. Тогда Бали осознал, что перед ним никто иной, как господь Вишну, а так как Бали был его большим преданным, то предложил поставить ногу на свою голову. И совершив свой третий шаг, Вамана низверг Бали в нижний мир за то, что Бали был высокомерным, тщеславным и непобедимым в воинах между богами и демонами. Но, оставшись довольным великодушным поступком Бали, Вишну дал ему благословение возвращаться на землю к своему народу один раз в год, когда вся земля будет освещена светом от лампад. Это событие принято почитать на западе Индии.

Пятый день именуется Бхайя-Дууз, а также он известен как Ямадвития. Это история о встрече бога смерти Ямы и его сестры Ями (Ямуны), детей бога солнца Сурьи и богини Санджани. В этот день сестры молятся о здоровье и благополучии своих братьев, проводят ритуал аарти и благословляют своих братьев, дарят им подарки. Братья тоже должны совершить служение в этот день — вспомнить о своих обязанностях по отношению к сестрам, защищать их и заботиться о них. Это день единения братьев и сестёр, но не только объединённых кровным родством, но и добровольно родственных душ.

 

Светлого Вам праздника!

Выражаем благодарность Сарасвати Деви за подготовленный материал.